Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий

prev

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Саха (Якутия)

от 16 февраля 2011 г. N 54

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) («ЫТЫК КЭРЭ СИРДЭР») ДО 2020 ГОДА

Введение

Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия) до 2020 года (далее по тексту — Концепция) определяет цели, задачи, принципы и основные направления государственной экологической политики Республики Саха (Якутия) в области территориального сохранения и восстановления биологического и ландшафтного разнообразия.

Система особо охраняемых природных территорий (далее по тексту — система ООПТ) выступает одним из гарантов поддержания экологического равновесия в республике и предоставляет возможность для организации мониторинга биоразнообразия, природных процессов и явлений, осуществления экологического образования и просвещения населения, выполнения регионом международных обязательств Российской Федерации в сфере охраны природы.

Концепция направлена на создание эколого-социально-экономических и организационно-правовых условий для планомерного формирования современной и высокоэффективной республиканской системы ООПТ в условиях рыночной экономики.

Правовую базу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Конституция Республики Саха (Якутия), Закон Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 105-З N 213-III «Об особо охраняемых природных территориях» и другие республиканские законы, а также нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), регулирующие деятельность республиканских органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды.

1. Современное состояние системы ООПТ («Ытык Кэрэ Сирдэр»)

Сохранение и развитие системы ООПТ Республики Саха (Якутия) в связи с ее глобальной значимостью в поддержании экологического равновесия и сохранении биоразнообразия в условиях криолитозоны, определяющей состояние климата всего континента, а также планами комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, является одним из декларированных приоритетов государственной экологической политики республики.

Опыт создания и внедрения в условиях рыночной экономики уникальной республиканской системы ООПТ «Ытык Кэрэ Сирдэр» положительно оценен российской общественностью и мировым сообществом. Ведется работа по включению природного парка «Ленские столбы» в Список мирового культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Ресурсный резерват республиканского значения «Кыталык» включен в Международную сеть особо охраняемых местообитаний редких журавлей Северо-Востока Азии (1997 г.). В число модельных российских территорий крупнейших международных проектов Программы ООН по охране окружающей среды и Глобального экологического фонда (UNEP/GEF) вошли ресурсный резерват «Кыталык» и Средний Алдан с ресурсными резерватами «Кюпский», «Чабда» и «Куолума-Чаппанда» (проект «Совершенствование сети охраняемых водно-болотных угодий, имеющих ключевое значение для стерха и других мигрирующих околоводных птиц в Азии», 2004 — 2009 г.г.), Нижнеколымский улус с ресурсным резерватом «Чайгургино» («Комплексный экосистемный подход для сохранения биоразнообразия и снижения нарушенности среды обитания на трех модельных территориях Российской Арктики, 2005 — 2010 г.г.»).

В настоящее время под особую охрану взято более 1/4 части территории республики, что составляет 908,0 тыс. кв. км, или около 30% площади республики, представленной уникальными или типичными арктическими и субарктическими экосистемами с их ценнейшим биологическим разнообразием. Это резервные территории — неповторимые и живописные места, эталонные ландшафты, места массового размножения, миграции и переходов диких животных, в т.ч. концентрации редких и исчезающих видов, хода и нерестилища ценных видов рыб, скопления и перелета птиц. Это исторически сложившиеся места проживания коренных малочисленных народов Севера, исполнения традиционных ритуалов поклонения природе и проведения национальных праздников, места, считающиеся священными, великими и неприкосновенными.

В состав действующей системы ООПТ входят:

1. Особо охраняемые природные территории федерального значения (3): государственные природные заповедники («Усть-Ленский», «Олекминский») — 2, Ботанический сад Института биологических проблем криолитозоны СО РАН — 1.

2. Особо охраняемые природные территории республиканского значения (125): Природные парки («Ленские Столбы», «Синяя», «Усть-Вилюйский», «Момский», «Колыма» и «Живые алмазы Якутии») — 6, государственный природный заказник («Янские мамонты») — 1, ресурсные резерваты — 74, уникальные озера — 26, охраняемые ландшафты — 1 и памятники природы — 17.

3. Особо охраняемые природные территории местного (муниципального) значения — около 100 (см. табл. 1).

Также, с 1995 года на территории Якутии работает Международная научно-исследовательская станция «Лена-Норденшельд». Она образована в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Республикой Саха (Якутия) и Всемирным фондом дикой природы WWF (Стокгольм, ноябрь 1993 г.) и распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 1994 года N 195-РП для обеспечения и проведения научных и прикладных исследований в области изучения и охраны окружающей среды Арктики. Расположена в Булунском улусе Республики Саха (Якутия) на территории государственного природного заповедника «Усть-Ленский» и относится к разряду труднодоступных вследствие удаленности от населенных пунктов и расположения в суровых физико-географических и климатических условиях Арктики. Станция согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 апреля 1996 года N 144, является научно-исследовательским и производственным структурным подразделением Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).

Таблица 1

Особо охраняемые природные территории в Якутии

   Статус             Категории Количество Площадь, кв. км
Федеральный Заповедники      2     22 801,0
 Ботанические сады      1          5,4
              Итого      3     22 806,4
Региональный Природные парки      6     78 740,7
Ресурсные резерваты     74    540 972,3
Государственный природный

заказник

     1     21 351,1
Охраняемые ландшафты      1         10,5
Уникальные озера     26        878,5
Памятники природы     17      5 312,2
              Итого    125    647 264,4
  Местный Ресурсные резерваты     39    207 244,5
Зоны покоя     16     22 040,0
Резервные территории под

памятники природы

    32      5 087,6
Охраняемые ландшафты      1      3 495,0
Ландшафтные этнографические парки      1          1,4
Детские экологические парки      3        291,5
 Уникальные озера      1         10,9
              Итого     93    238 170,9
              ВСЕГО    221    908 241,7

Создание системы ООПТ было определено Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 16 августа 1994 года N 837 «О мерах по развитию особо охраняемых природных территорий». В ее основу положены исследования Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, выполненные по заказу тогда еще не преобразованного Министерства экологии и природопользования Республики Саха (Якутия) («Разработка Системы особо охраняемых территорий в Республике Саха (Якутия) на ближайшую и отдаленную перспективу (1993 г.)»).

На этапе обоснования, организации, формирования и становления системы ООПТ учитывались опыт российского и зарубежного законодательства, материалы научных обоснований ООПТ различного ранга, размещение производительных сил и биологических ресурсов, природно-зональное районирование, пожелания и заявки с мест и т.д. В основу генеральной схемы размещения ООПТ положена рукопись «Система особо охраняемых территорий Якутской АССР», подготовленная ныне Институтом биологических проблем криолитозоны СО РАН по заданию Госплана республики в 1990 году.

Обширность и малонаселенность территории республики позволили на первом этапе формирования ООПТ взять под контроль территории, мало подверженные антропогенному воздействию. Фактически под государственную охрану были взяты необжитые природные территории, что сохранило их от нерегулируемого антропогенного воздействия.

Со времени принятия Закона Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 105-З N 213-III «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)» накоплен значительный практический правоприменительный опыт, произошли изменения в действующем законодательстве как в сферах охраны окружающей среды и природопользования, так и в сфере организации государственной власти в Российской Федерации в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований. Практика применения указанного закона показала, что некоторые вопросы организации, функционирования и режима использования особо охраняемых природных территорий прописаны недостаточно четко либо упущены, что существенно сокращает область применения закона, приводит к разночтениям и произвольным толкованиям отдельных его положений в зависимости от интересов различных субъектов.

В связи с этим возникла необходимость внести в Закон Республики Саха (Якутия) «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)» изменения и дополнения, устраняющие указанные недостатки.

Также необходимо внести в указанный Закон изменения, связанные с необходимостью установить четкий правовой режим создания, функционирования и изменения границ особо охраняемых природных территорий и отдельных их участков, уточнить порядок резервирования земельных участков для организации ООПТ, ввести порядок учета особо охраняемых природных территорий в различных видах документации при планировании градостроительной и иной деятельности, закрепить правовые механизмы финансирования ООПТ в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, обеспечить правовые условия для регулированного туризма и ряд других изменений.

2. Цель и задачи Концепции

Основной целью государственной экологической политики Республики Саха (Якутия) является повышение эффективности республиканской системы ООПТ «Ытык Кэрэ Сирдэр» в интересах устойчивого развития региона, поддержания экологической стабильности, сохранения национального природного и культурного достояния для настоящего и будущего поколений.

Целью Концепции является определение основных направлений государственной экологической политики в области развития особо охраняемых природных территорий «Ытык Кэрэ Сирдэр» до 2020 года.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

ввести перспективное и среднесрочное планирование для системы ООПТ в целом и обеспечить разработку планов управления для каждой ООПТ;

обеспечивать проведение регулярной оценки эффективности функционирования системы ООПТ, в т.ч. с учетом международных норм и критериев;

разработать перспективную схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения с учетом территориального планирования ООПТ федерального значения;

создать единую структуру государственного управления региональными ООПТ, обладающую необходимой полнотой полномочий и способную обеспечить оперативное управление системой ООПТ и ее поступательное развитие;

устранить пробелы и противоречия в нормативно-правовом обеспечении системы ООПТ регионального уровня;

обеспечить взаимодействие с органами местного самоуправления, с местным населением в области организации и функционирования ООПТ республики в рамках действующего законодательства;

разработать механизм привлечения внебюджетных средств к реализации программ ООПТ;

обеспечить правовые условия для регулирования туризма в целях сохранения экологического баланса территорий и организованного отдыха населения;

обеспечить современную научную поддержку развития и функционирования системы ООПТ, включая организацию и координацию научных исследований на ООПТ разных категорий;

обеспечить проведение кадровой политики, способствующей закреплению и привлечению на ООПТ квалифицированных специалистов.

3. Принципы реализации Концепции

Приоритет природоохранной цели. Приоритет сохранения природных комплексов, биоразнообразия и объектов природного и связанного с ним культурного наследия над иными задачами ООПТ. Это концептуальная основа существования системы ООПТ республики.

Бюджетное и внебюджетное финансирование. Средства государственного бюджета должны обеспечивать реализацию целей и задач ООПТ, что является базовым принципом их существования в развитых странах мира. Материально-техническая база ООПТ и проведение природоохранных мероприятий финансируются в рамках подпрограммы «Развитие системы особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия)» республиканской целевой программы «Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия)». В процессе реализации Концепции планируется создать механизм привлечения дополнительных инвестиций в программы ООПТ, в том числе ориентированных на устойчивое развитие экологического туризма, а также за счет международных проектов.

Научная обоснованность. Принятие управленческих решений в области ООПТ на основе научных исследований, мониторинга и оценок эффективности деятельности отдельных ООПТ и системы в целом.

Интеграция с интересами общества. Усиление вклада в устойчивое развитие на местном и региональном уровне, учет социально-экономических факторов и интересов всех причастных сторон. Взаимодействие всех заинтересованных ведомств и иных секторов общества.

Принцип проектирования объектов и необходимой инфраструктуры экологического туризма, позволяющий гармонично вписывать их в природную и культурную среду.

4. Основные направления Концепции

Основными направлениями являются сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности. Для этого необходимо:

4.1. Формирование эффективной системы государственного управления в сфере региональных и местных ООПТ. В качестве неотложных мер:

создание специализированного органа государственного управления региональными ООПТ, с четким разграничением полномочий и ответственности между федеральными и республиканскими органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды;

разработка и утверждение базовых показателей бюджетного финансирования региональных ООПТ на уровне реальных финансовых потребностей с учетом их природоохранного потенциала, географических и социальных особенностей.

4.2. Проведение оценки эффективности современной сети ООПТ, с учетом функционального назначения ООПТ, выполняемых ими задач и природоохранного потенциала. Осуществление комплекса мер для приведения статуса региональных ООПТ в соответствие с их функциональным назначением.

4.3. Реализация системы мероприятий для повышения эффективности деятельности ООПТ по охране природных комплексов, ведению научных исследований и экологического просвещения населения.

4.4. В сфере совершенствования нормативной правовой базы развития системы ООПТ республики необходимо определить:

полномочия государственных инспекторов ООПТ регионов по составлению протоколов об административных правонарушениях и осуществлению отдельных мер по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях;

нормативную правовую базу создания, развития и функционирования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Крайнего Севера как неотъемлемую часть нормативной правовой базы особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия);

привести положения конкретных ООПТ в соответствие с федеральным и республиканским законодательством;

порядок уточнения (изменения) границ, реорганизации и ликвидации ООПТ при реализации федеральных и республиканских программ, направленных на развитие экономики страны (разведка и разработка полезных ископаемых, строительство ГЭС, железных и автомобильных дорог и т.д.), с учетом компенсации ущерба особо охраняемым природным территориям республики;

нормативную правовую базу развития организованного экологического туризма на ООПТ различных категорий, в том числе порядок взимания платы за посещение и предоставление услуг на ООПТ с организованных групп туристов;

регламентацию режима особой охраны земельных участков, включенных в границы ООПТ без изъятия из хозяйственной эксплуатации, в том числе установления перечня видов пользования, запрещенных или ограниченных на этих землях.

4.5. Развитие сотрудничества с промышленными предприятиями, производящими свою деятельность вблизи особо охраняемых природных территорий.

4.6. Разработка и реализация совместно с органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления мероприятий и программ, направленных на интеграцию деятельности ООПТ в социально-экономическое развитие районов и республики в целом, в том числе:

содействие самозанятости местного населения, включая предпринимательство, основанное на развитии экологического туризма и организованного отдыха на ООПТ;

подготовка пакета нормативной документации на основе действующего законодательства (от постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) до методических указаний, инструкций, приказов органа управления ООПТ) для организации экскурсионной и туристской деятельности на ООПТ различного статуса;

научная оценка туристско-рекреационного потенциала ООПТ для определения наиболее перспективных территорий с точки зрения туристской привлекательности, инфраструктуры и транспортной доступности;

разработка архитектурных планов и менеджмент-планов особо охраняемых территорий, создание необходимых условий для развития материальной базы и инфраструктуры туризма, развития услуг, привлечения инвестиций.

4.7. Разработка общих принципов, критериев и нормативов управления охраняемыми экосистемами различного уровня и их компонентами, включая проведение регуляционных и биотехнических мероприятий применительно к ООПТ отдельных категорий.

4.8. Развитие сотрудничества по линии организаций, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями в России и за рубежом.

4.9. Разработка перспективной схемы особо охраняемых природных территорий республиканского значения с учетом повышения их статуса до федерального значения.

5. Финансирование при реализации Концепции

Основными источниками финансирования указанных республиканских и муниципальных программ будут являться государственный бюджет Республики Саха (Якутия), бюджеты органов местного самоуправления и внебюджетные источники. Также предполагается развитие сотрудничества с промышленными предприятиями, производящими свою деятельность вблизи особо охраняемых природных территорий, взаимодействие с которыми может регулироваться договорами и соглашениями, заключаемыми в установленном законом порядке.

6. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация настоящей Концепции позволит достигнуть к 2020 году следующих результатов:

обеспечение эффективного функционирования системы особо охраняемых природных территорий «Ытык Кэрэ Сирдэр» для сохранения в естественном состоянии ключевых экосистем, биологического и ландшафтного разнообразия как основы функционирования биосферы, а также сохранение природного и историко-культурного наследия народов республики;

обеспечение адекватных финансовых, технических и прочих ресурсов для покрытия расходов, необходимых для эффективного функционирования системы ООПТ, создание механизма для их привлечения и распределения;

создание условий для экологического туризма и отдыха населения в природных условиях на ООПТ, обеспечение поступательного развития этого направления;

обеспечение выполнения Республикой Саха (Якутия) международных обязательств в части охраны биологического разнообразия и природного наследия;

научная обоснованность всех действий на ООПТ;

создание кадастров по ландшафтам, водным объектам, по флоре и фауне ООПТ республики;

документальная оформленность ООПТ республиканского значения;

сохранение статуса Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации с наименее урбанизированной и техногенно преобразованной территорией с наименьшей долей антропогенных ландшафтов;

обеспечение правовых условий для регулированного туризма в целях сохранения экологического баланса территорий и отдыха населения;

повышение статуса перспективных ООПТ республиканского значения до федерального значения, образование государственных природных заказников на базе существующих ресурсных резерватов Республики Саха (Якутия).

Яндекс.Метрика