МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» СКАЧАТЬ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ:
«ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»
г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Российская Федерация
8-10 августа 2017 г.
РЕЗОЛЮЦИЯ
Научно-практическая конференция с международным участием «Особо охраняемые природные территории: современное состояние и перспективы развития» состоялась 8-10 августа 2017 года в г. Якутске в соответствии с Планом основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года ООПТ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 № 2720-р.
Конференция посвящена 100-летию развития заповедного дела в России и продолжила традицию проведения организованных встреч специалистов российских регионов в Республике Саха (Якутия) с целью обмена опытом и обсуждения вопросов в области управления, правового регулирования, функционирования и перспектив развития региональных ООПТ, о роли ООПТ в сохранении биологического разнообразия и организации экологического просвещения населения, а также для налаживания и укрепления межрегионального и международного сотрудничества.
В работе конференции приняли участие представители 12 субъектов Российской Федерации и одной международной организации, депутаты Государственного Собрания Ил Тумэн, члены Правительства Республики Саха (Якутия), руководители и специалисты органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и федеральных органов исполнительной власти по Республике Саха (Якутия), представители неправительственных, научных и общественных организаций, руководители и специалисты федеральных особо охраняемых природных территорий, работники подразделений Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), а также приглашенные гости.
Работа конференции проходила по трем секциям:
- ООПТ: вопросы управления, функционирования и правового регулирования;
- Роль ООПТ в сохранении биологического разнообразия;
- Особенности организации экологического туризма и просвещения на ООПТ.
Всего зарегистрировано более 200 участников конференции, заслушано 35 докладов.
В рамках конференции организованы фотовыставки «Пернатый мир Якутии» (аэропорт «Якутск») и «Редкие и исчезающие растения Республики Саха (Якутия) (Национальный художественный музей), проведены торжественное открытие памятного знака о достижении площади ООПТ Якутии 1 млн. км2 в Хангаласском районе на территории республиканского зоопарка «Орто Дойду», посещение объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО Природного парка «Ленские Столбы» и питомника лесных бизонов «Усть-Буотама».
Участники конференции «Особо охраняемые природные территории: современное состояние и перспективы развития», заслушав доклады и выступления, отметили:
- Вопросы сохранения окружающей среды, реализации государственной экологической политики, организации системы особо охраняемых территорий, сохранения биологического разнообразия являются актуальными для всех субъектов Российской Федерации. Проводимые работы по государственному контролю в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, сохранению уязвимой и уникальной северной природы требуют серьезного изучения, постоянного анализа и повышения контроля в связи с нарастающим промышленным освоением территории республики;
- Повышается актуальность научных исследований в вопросах сохранения биоразнообразия, разработки концепций и программ развития охотничьего хозяйства, а также совершенствования методологии оценки воздействия промышленности на охотничьи угодья;
- В Республике Саха (Якутия) использование ресурсов охотничьих животных и водных биологических объектов сохраняет народно-хозяйственное значение. Для коренных малочисленных народов Севера и иных граждан, постоянно проживающих в местах их традиционного расселения, охота и рыболовство является одним из основных источников трудовой занятости и жизнеобеспечения;
- Недостаток штатной численности работников природоохранной сферы, необходимость наделения дополнительными контрольно-надзорными полномочиями, проведение плановой специализированной охраны путей миграции диких копытных, контроль за численностью диких животных и эксплуатацией их вдоль магистральной сети ВСТО, строящейся железной дороги требуют продуманного планового программного подхода к решению поставленных задач.
Заслушав и обсудив доклады и выступления о развитии особо охраняемых природных территорий регионального подчинения в субъектах Российской Федерации, сохранении природного и культурного наследия, сохранении и обогащении биологического разнообразия, экологического туризма и других аспектов функционирования особо охраняемых природных территорий, участники конференции приняли решение:
- Предложить:
Государственной Думе Российской Федерации:
— инициировать рассмотрение вопроса образования и присвоения статуса особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в части обоснования, определения перечня критериев и их оценки, экспертизы.
Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия):
- Инициировать внесение изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»:
— в часть 8 статьи 2 в части создания органами местного самоуправления особо охраняемых природных территорий местного значения на земельных участках, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков;
— в часть 2 статьи 34 в части распространения полномочий, установленных указанной частью, на государственных инспекторов в области охраны окружающей среды на ООПТ регионального значения;
— в статьи 21,24,27 в части более четкого определения видов хозяйственной деятельности, запрещенных или ограниченных в границах природных парков, государственных природных заказников, памятников природы;
— предусматривающих право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать случаи и порядок взимания платы за посещение ООПТ регионального значения.
- Инициировать внесение изменений в Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» в части отнесения к объектам обязательного государственного страхования жизни здоровья должностных лиц органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
- Инициировать внесение изменений в Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» в части включения в перечень лиц, подлежащих государственной охране, должностных лиц органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
- Рассмотреть на «парламентских слушаниях» вопрос о разработке Стратегии сохранении и восстановлении численности тундровых популяций дикого северного оленя.
Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
- Направить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации разъяснения по вопросу осуществления государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, осуществляющими управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения, государственного надзора в области охраны и использования ООПТ, в соответствии с нормами Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и Кодекса РФ об административных правонарушениях.
- Осуществлять системное информационное и методическое обеспечение деятельности в сфере управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения.
- Организовать проведение всероссийского семинара-совещания по вопросам управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения.
Правительству Республики Саха (Якутия):
- Рассмотреть вопрос по утверждению таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причинённый юридическими и физическими лицами, незаконным уничтожением растений, занесенных в Красную книгу Республики Саха (Якутия);
- Утвердить нормативы (методику) численности и обеспечения государственных инспекторов, осуществляющих региональный государственный экологический надзор, в том числе в части увеличения количества государственных инспекторов в области особо охраняемых природных территорий, в связи с созданием новых особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также материально-технического обеспечения регионального государственного экологического надзора, в том числе воздушным, водным, наземным транспортом, мобильными спутниковыми системами определения координат, передвижными оборудованиями для спутниковой связи, интернета, современными интерактивными картографическими материалами и пр.;
- Рассмотреть возможность финансирования выплат полевого довольствия и котлового питания государственным инспекторам, исполняющим полномочия по охране ресурсов животного мира и ООПТ при проведении выездных рейдовых мероприятий и патрулировании;
- Ускорить работу по разработке и утверждении Схемы размещения и развития особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия) до 2030 года. В проекте Схемы учесть природно-ландшафтные и климатические особенности региона, определяющие повышенную уязвимость его экосистем к глобальным изменениям, историко-культурное наследие;
- Продолжить практику заключения Соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с субъектами Российской Федерации с включением в них положений о межрегиональном взаимодействии и обмене опытом работы по обеспечению функционирования, особого режима охраны ООПТ;
- Разработать и внедрить механизм привлечения частных средств, включая концессионные соглашения и иные механизмы государственно-частного партнёрства, на особо охраняемых природных территориях;
- Продолжить совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации работу по образованию Национального парка «Ленские Столбы».
Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия):
- Расширить участие в международных и межрегиональных природоохранных проектах, в том числе проектах Всемирного Фонда дикой природы (WWF), Международной неправительственной организации «Северный Форум», программах Арктического Совета и др.;
- Продолжать работы по международному проекту, реализуемому совместно с Международным фондом охраны журавлей и Фондом «Стерх» по сохранению восточной популяции белого журавля в Якутии;
- Вести работу по приданию статуса объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО природным объектам Республики Саха (Якутия);
- Продолжить работу по включению особо охраняемых природных территорий регионального значения в международные системы особо охраняемых природных территорий, в том числе в Список водно-болотных угодий международного значения («Рамсарский список»);
- Включить в регулярную практику работы по обмену опытом в области охраны окружающей среды с природоохранными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- Продолжать работы по повышению уровня экологической культуры населения, совершенствованию системы экологического образования, просвещения, воспитания, информирования населения о состоянии окружающей среды;
- Продолжать работы в области сохранения и восстановления биоразнообразия по приоритетным проектам: «Реакклиматизация лесного бизона в Центральной Якутии» и «Расширение ареала и увеличение численности овцебыка в тундровой зоне»;
- Вести работу по привлечению недропользователей, осуществляющих деятельность в границах миграции лено-оленекской популяции дикого северного оленя, к финансированию работ по мониторингу и сохранению ДСО данной популяции;
- Развивать практику проведения на территориях ООПТ биотехнических мероприятий, направленных на сохранение и восстановление численности редких и находящихся под угрозой исчезновения, а также хозяйственно ценных видов диких животных, и обеспечивающих возможность их демонстрации посетителям в естественных условиях;
- Разработать проект региональной Стратегии сохранения мигрирующих популяций дикого северного оленя арктических территорий;
- Совместно с Министерством инвестиционного развития и предпринимательства Республики Саха (Якутия) разработать механизм взаимодействия и координации деятельности между госучреждениями, обеспечивающими функционирование ООПТ, и туроператорами, специализирующимся в сфере экологического туризма.
- Проработать вопрос развития сотрудничества в природоохранной сфере со студенческими коллективами и иными молодежными организациями.
- Направлять сотрудников Министерства и подведомственных ему учреждений в другие регионы для ознакомления с успешной практикой и опытом управления ООПТ федерального и регионального значения.
- Обеспечить информирование населения, общественности по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в средствах массовой информации, в том числе в интернет-ресурсах;
- Ускорить завершение разработку Схемы размещения использования и охраны охотничьих угодий;
- Продолжить работу по созданию модельных территорий ООПТ.
Министерству инвестиционного развития и предпринимательства Республики Саха (Якутия):
- Проработать вопрос обучения специалистов для туристских предприятий: подготовки экскурсоводов, инструкторов-проводников, гидов;
- Разработать комплекс мер по стимулированию развития туристического бизнеса в сфере экологического туризма.
НО «Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия):
Включить в перечень конкурсов по грантовой поддержке проекты экологической направленности образовательных организаций всех уровней и некоммерческих организаций Республики Саха (Якутия).
Участники Конференции считают недопустимым:
- Внесение изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и другие законодательные акты в виде норм о возможности изъятия из состава особо охраняемых природных территорий земельных участков и водных объектов, кроме случаев:
а) исключения земельных участков, расположенных в фактических границах поселений на дату издания настоящего федерального закона, прилегающих к внешним границам соответствующих особо охраняемых природных территорий;
б) исключения земельных участков и водных объектов, необходимых для осуществления деятельности по организации обороны Российской Федерации, обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, при отсутствии альтернативных решений по размещении соответствующих объектов;
- Реализацию на особо охраняемых природных территориях крупных природоразрушающих проектов (кроме случаев отсутствия альтернативных решений по размещению соответствующих объектов).
- Осуществление на особо охраняемых природных территориях под видом экологического туризма рекреационной деятельности, несовместимой с идеей сохранения биологического и ландшафтного разнообразия (развитие горнолыжного спорта, строительство крупных гостиничных комплексов, размещение инфраструктуры развлечений и т.п.).
Участники Конференции выступают с инициативой о создании Ассоциации особо охраняемых природных территорий регионального значения в качестве некоммерческой негосударственной организации, содействующей обмену опытом и информацией между государственными структурами, осуществляющими управление ООПТ регионального значения, подготовке и повышению профессиональной квалификации их работников, взаимодействию и координации деятельности в сфере сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.
Пресс-релиз об итогах конференции — ссылка