РЕЗОЛЮЦИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

prev

МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» СКАЧАТЬ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ:

«ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Российская Федерация

8-10 августа 2017 г.

РЕЗОЛЮЦИЯ

Научно-практическая конференция с международным участием «Особо охраняемые природные территории: современное состояние и перспективы развития» состоялась 8-10 августа 2017 года в г. Якутске в соответствии с Планом основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года ООПТ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 № 2720-р.

Конференция посвящена 100-летию развития заповедного дела в России и продолжила традицию проведения организованных встреч специалистов российских регионов в Республике Саха (Якутия) с целью обмена опытом и обсуждения вопросов в области управления, правового регулирования, функционирования и перспектив развития региональных ООПТ, о роли ООПТ в сохранении биологического разнообразия и организации экологического просвещения населения, а также для налаживания и укрепления межрегионального и международного сотрудничества.

В работе конференции приняли участие представители 12 субъектов Российской Федерации и одной международной организации, депутаты Государственного Собрания Ил Тумэн, члены Правительства Республики Саха (Якутия), руководители и специалисты органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и федеральных органов исполнительной власти по Республике Саха (Якутия), представители неправительственных, научных и общественных организаций, руководители и специалисты федеральных особо охраняемых природных территорий, работники подразделений Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), а также приглашенные гости.

Работа конференции проходила по трем секциям:

  1. ООПТ: вопросы управления, функционирования и правового регулирования;
  2. Роль ООПТ в сохранении биологического разнообразия;
  3. Особенности организации экологического туризма и просвещения на ООПТ.

Всего зарегистрировано более 200 участников конференции, заслушано 35 докладов.

В рамках конференции организованы фотовыставки «Пернатый мир Якутии» (аэропорт «Якутск») и «Редкие и исчезающие растения Республики Саха (Якутия) (Национальный художественный музей), проведены торжественное открытие памятного знака о достижении площади ООПТ Якутии 1 млн. км2 в Хангаласском районе на территории республиканского зоопарка «Орто Дойду», посещение объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО Природного парка «Ленские Столбы» и питомника лесных бизонов «Усть-Буотама».

Участники конференции «Особо охраняемые природные территории: современное состояние и перспективы развития», заслушав доклады и выступления, отметили:

  • Вопросы сохранения окружающей среды, реализации государственной экологической политики, организации системы особо охраняемых территорий, сохранения биологического разнообразия являются актуальными для всех субъектов Российской Федерации. Проводимые работы по государственному контролю в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, сохранению уязвимой и уникальной северной природы требуют серьезного изучения, постоянного анализа и повышения контроля в связи с нарастающим промышленным освоением территории республики;
  • Повышается актуальность научных исследований в вопросах сохранения биоразнообразия, разработки концепций и программ развития охотничьего хозяйства, а также совершенствования методологии оценки воздействия промышленности на охотничьи угодья;
  • В Республике Саха (Якутия) использование ресурсов охотничьих животных и водных биологических объектов сохраняет народно-хозяйственное значение. Для коренных малочисленных народов Севера и иных граждан, постоянно проживающих в местах их традиционного расселения, охота и рыболовство является одним из основных источников трудовой занятости и жизнеобеспечения;
  • Недостаток штатной численности работников природоохранной сферы, необходимость наделения дополнительными контрольно-надзорными полномочиями, проведение плановой специализированной охраны путей миграции диких копытных, контроль за численностью диких животных и эксплуатацией их вдоль магистральной сети ВСТО, строящейся железной дороги требуют продуманного планового программного подхода к решению поставленных задач.

Заслушав и обсудив доклады и выступления о развитии особо охраняемых природных территорий регионального подчинения в субъектах Российской Федерации, сохранении природного и культурного наследия, сохранении и обогащении биологического разнообразия, экологического туризма и других аспектов функционирования особо охраняемых природных территорий, участники конференции приняли решение:

 

  1. Предложить:

Государственной Думе Российской Федерации:

— инициировать рассмотрение вопроса образования и присвоения статуса особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в части обоснования, определения перечня критериев и их оценки, экспертизы.

Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия):

  1. Инициировать внесение изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»:

—  в часть 8 статьи 2 в части создания органами местного самоуправления особо охраняемых природных территорий местного значения на земельных участках, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков;

—  в часть 2 статьи 34 в части распространения полномочий, установленных указанной частью, на государственных инспекторов в области охраны окружающей среды на ООПТ регионального значения;

— в статьи 21,24,27 в части более четкого определения видов хозяйственной деятельности, запрещенных или ограниченных в границах природных парков, государственных природных заказников, памятников природы;

— предусматривающих право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать случаи и порядок  взимания платы за посещение ООПТ регионального значения.

  1. Инициировать внесение изменений в Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» в части отнесения к объектам обязательного государственного страхования  жизни здоровья должностных лиц органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный надзор  в области охраны и использования  особо охраняемых природных территорий, государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
  2. Инициировать внесение изменений в Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» в части включения в перечень лиц, подлежащих государственной охране, должностных лиц органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования  особо охраняемых природных территорий, государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
  3. Рассмотреть на «парламентских слушаниях» вопрос о разработке Стратегии сохранении и восстановлении численности тундровых популяций дикого северного оленя.

           

           Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

  1. Направить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации разъяснения по вопросу осуществления государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, осуществляющими управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения, государственного надзора в области охраны и использования ООПТ, в соответствии с нормами  Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и Кодекса РФ об административных правонарушениях.
  2. Осуществлять системное информационное и методическое обеспечение деятельности в сфере управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения.
  3. Организовать проведение всероссийского семинара-совещания по вопросам управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения.

 

Правительству Республики Саха (Якутия):

  1. Рассмотреть вопрос по утверждению таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причинённый юридическими и физическими лицами, незаконным уничтожением растений, занесенных в Красную книгу Республики Саха (Якутия);
  2. Утвердить нормативы (методику) численности и обеспечения государственных инспекторов, осуществляющих региональный государственный экологический надзор, в том числе в части увеличения количества государственных инспекторов в области особо охраняемых природных территорий, в связи с созданием новых особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также материально-технического обеспечения регионального государственного экологического надзора, в том числе воздушным, водным, наземным транспортом, мобильными спутниковыми системами определения координат, передвижными оборудованиями для спутниковой связи, интернета, современными интерактивными картографическими материалами и пр.;
  3. Рассмотреть возможность финансирования выплат полевого довольствия и котлового питания государственным инспекторам, исполняющим полномочия по охране ресурсов животного мира и ООПТ при проведении выездных рейдовых мероприятий и патрулировании;
  4. Ускорить работу по разработке и утверждении Схемы размещения и развития особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия) до 2030 года. В проекте Схемы учесть природно-ландшафтные и климатические особенности региона, определяющие повышенную уязвимость его экосистем к глобальным изменениям, историко-культурное наследие;
  5. Продолжить практику заключения Соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с субъектами Российской Федерации с включением в них положений о межрегиональном взаимодействии и обмене опытом работы по обеспечению функционирования, особого режима охраны ООПТ;
  6. Разработать и внедрить механизм привлечения частных средств, включая концессионные соглашения и иные механизмы государственно-частного партнёрства, на особо охраняемых природных территориях;
  7. Продолжить совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации работу по образованию Национального парка «Ленские Столбы».

 

Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия):

  1. Расширить участие в международных и межрегиональных природоохранных проектах, в том числе проектах Всемирного Фонда дикой природы (WWF), Международной неправительственной организации «Северный Форум», программах Арктического Совета и др.;
  2. Продолжать работы по международному проекту, реализуемому совместно с Международным фондом охраны журавлей и Фондом «Стерх» по сохранению восточной популяции белого журавля в Якутии;
  3. Вести работу по приданию статуса объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО природным объектам Республики Саха (Якутия);
  4. Продолжить работу по включению особо охраняемых природных территорий регионального значения в международные системы особо охраняемых природных территорий, в том числе в Список водно-болотных угодий международного значения («Рамсарский список»);
  5. Включить в регулярную практику работы по обмену опытом в области охраны окружающей среды с природоохранными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  6. Продолжать работы по повышению уровня экологической культуры населения, совершенствованию системы экологического образования, просвещения, воспитания, информирования населения о состоянии окружающей среды;
  7. Продолжать работы в области сохранения и восстановления биоразнообразия по приоритетным проектам: «Реакклиматизация лесного бизона в Центральной Якутии» и «Расширение ареала и увеличение численности овцебыка в тундровой зоне»;
  8. Вести работу по привлечению недропользователей, осуществляющих деятельность в границах миграции лено-оленекской популяции дикого северного оленя, к финансированию работ по мониторингу и сохранению ДСО данной популяции;
  9. Развивать практику проведения на территориях ООПТ биотехнических мероприятий, направленных на сохранение и восстановление численности редких и находящихся под угрозой исчезновения, а также хозяйственно ценных видов диких животных, и обеспечивающих возможность их демонстрации посетителям в естественных условиях;
  10. Разработать проект региональной Стратегии сохранения мигрирующих популяций дикого северного оленя арктических территорий;
  11. Совместно с Министерством инвестиционного развития и предпринимательства Республики Саха (Якутия) разработать механизм взаимодействия и координации деятельности между госучреждениями, обеспечивающими функционирование ООПТ, и туроператорами, специализирующимся в сфере экологического туризма.
  12. Проработать вопрос развития сотрудничества в природоохранной сфере со студенческими коллективами и иными молодежными организациями.
  13. Направлять сотрудников Министерства и подведомственных ему учреждений в другие регионы для ознакомления с успешной практикой и опытом управления ООПТ федерального и регионального значения.
  14. Обеспечить информирование населения, общественности по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в средствах массовой информации, в том числе в интернет-ресурсах;
  15. Ускорить завершение разработку Схемы размещения использования и охраны охотничьих угодий;
  16. Продолжить работу по созданию модельных территорий ООПТ.

 

Министерству инвестиционного развития и предпринимательства Республики Саха (Якутия):

  1. Проработать вопрос обучения специалистов для туристских предприятий: подготовки экскурсоводов, инструкторов-проводников, гидов;
  2. Разработать комплекс мер по стимулированию развития туристического бизнеса в сфере экологического туризма.

НО «Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия):

Включить в перечень конкурсов по грантовой поддержке проекты экологической направленности образовательных организаций всех уровней и некоммерческих организаций Республики Саха (Якутия).

 

Участники Конференции считают недопустимым:

  1. Внесение изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и другие законодательные акты в виде норм о возможности изъятия из состава особо охраняемых природных территорий земельных участков и водных объектов, кроме случаев:

а) исключения земельных участков, расположенных в фактических границах поселений на дату издания настоящего федерального закона, прилегающих к внешним границам соответствующих особо охраняемых природных территорий;

б) исключения земельных участков и водных объектов, необходимых для осуществления деятельности по организации обороны Российской Федерации, обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, при отсутствии альтернативных решений по размещении соответствующих объектов;

 

  1. Реализацию на особо охраняемых природных территориях крупных природоразрушающих проектов (кроме случаев отсутствия альтернативных решений по размещению соответствующих объектов).

 

  1. Осуществление на особо охраняемых природных территориях под видом экологического туризма рекреационной деятельности, несовместимой с идеей сохранения биологического и ландшафтного разнообразия (развитие горнолыжного спорта, строительство крупных гостиничных комплексов, размещение инфраструктуры развлечений и т.п.).

 

Участники Конференции выступают с инициативой  о создании Ассоциации особо охраняемых природных территорий регионального значения в качестве некоммерческой негосударственной организации, содействующей обмену опытом и информацией между государственными структурами, осуществляющими управление  ООПТ регионального значения, подготовке и повышению профессиональной квалификации их работников, взаимодействию и координации деятельности в сфере сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

Пресс-релиз об итогах конференции — ссылка

Яндекс.Метрика